Поиск
Рассылка
Миссия, цели, задачи НТА | Деятельность НТА | ТК 63 "Системы, средства и услуги инфокоммуникаций"

ТК 63 "Системы, средства и услуги инфокоммуникаций"

Основные итоги деятельности ТК 63 по стандартизации "Системы, средства и услуги инфокоммуникаций" за период 2013-2016 годы

1. Миссия и видение работы действующего технического комитета по стандартизации, включающее описание объектов стандартизации, взаимодействие со смежными техническими комитетами по стандартизации, отсутствие дублирования с объектами стандартизации действующих ТК.

Наша миссия: содействовать построению устойчивого мира инфокоммуникаций, объединяющего людей, обогащающего их жизнь и раскрывающего их потенциал.

Наше видение: ТК 63 в перспективе должен стать площадкой для разработки и апробации стандартизованных инновационных решений применения инфокоммуникационных технологий в Республике Казахстан на основе оценки достижения соответствия и функциональной совместимости систем, средств, услуг и сервисов инфокоммуникаций.

Основными объектами стандартизации ТК 63 являются:

33.020 Инфокоммуникации в целом, включая телекоммуникационную инфраструктуру, линейно-кабельные сооружения связи, общие аспекты проектирования, нормы технологического проектирования, монтажа и эксплуатации, обеспечения безопасности объектов инфокоммуникаций, экспертизу проектов нормативных технических документов.

33.030 Инфокоммуникационные услуги, включая организацию, управление и регулирование, основные и дополнительные услуги, нормы на показатели качества предоставления услуг, аспекты обслуживания, системы менеджмента качества организаций связи.

33.040 Телекоммуникационные системы, включая телекоммуникационные системы в целом; системы передачи всех видов; системы коммутации, синхронизации и сигнализации, биллинговые системы, телефонные сети, сети передачи данных, линии, соединения и цепи, сети доступа и сетевые элементы, прочее оборудование для телекоммуникационных систем, а также сетевые и системные аспекты.

33.050 Телекоммуникационная оконечная аппаратура, включая оконечную аппаратуру в целом, телефонную аппаратуру, аппаратуру для сотовой, транкинговой и спутниковой связи, пейджинговую аппаратуру, аппаратуру для телексов, телетекстов, телефаксов, прочую оконечную аппаратуру.

33.060 Радиосвязь, включая радиосвязь в целом, приемную и радиопередающую аппаратуру, радиорелейные и стационарные спутниковые системы связи, кабельные распределительные системы, прочее оборудование для радиосвязи.

33.070 Подвижные службы, включая подвижные службы в целом, наземную линейную радиосвязь (TETRA), пейджинговые системы, цифровые беспроводные телекоммуникации (DECT), спутники связи, глобальную систему радиосвязи с подвижными объектами (GSM и LTE), спутниковые навигационные системы, прочие подвижные системы.

33.080 Цифровая сеть связи с интеграцией служб, включая мультисервисные сети телекоммуникаций, общие аспекты и сетевые функции нумерации, адресации и маршрутизации, мультиплексирование, скорость адаптации и поддержка существующих интерфейсов, организация межсетевого обмена.

33.100 Электромагнитная совместимость, включая электромагнитную совместимость оборудования и аппаратуры связи и информационно-коммуникационных технологий в целом, излучение, защищенность, прочие аспекты электромагнитной совместимости.

33.180 Волоконно-оптическая связь, включая волоконно-оптические системы в целом, волокна и кабели, волоконно-оптические соединительные устройства, оптические усилители, прочее волоконно-оптическое оборудование.

33.120 Компоненты и вспомогательные приспособления телекоммуникационного оборудования, включая коаксиальные кабели, волноводы, компоненты и вспомогательные приспособления в целом, провода и симметричные кабели, радиочастотные соединители, антенны, источники электропитания, прочие компоненты и вспомогательные приспособления.

33.140 Специальное измерительное оборудование для систем инфокоммуникаций, включая требования к измерительной аппаратуре, метрологическое обеспечение в области связи и информационно-коммуникационных технологий.

33.160 Аудио-, видео- и аудиовизуальная техника, включая аудиовизуальные и мультимедийные системы в целом, усилители, радиоприемники, телевизионные приемники, аудиосистемы, видеосистемы, вспомогательные устройства, системы мультимедиа и оборудование телеконференцсвязи, прочее аудио-, видео- и аудиовизуальное оборудование.

33.170 Теле- и радиовещание, включая системы и оборудование телевизионного и звукового вещания, технические требования к системам эфирного, спутникового, кабельного телерадиовещания, IPTV, мультиплексирование и кодирование, транспортные схемы цифровых радиотелевизионных сигналов, оценка качества телевизионных изображений.

35.020 Информационно-коммуникационные технологии в целом, включая общие аспекты проектирования, обеспечения безопасности, оценки и сертификации информационно-коммуникационного технологического оборудования, экспертизу проектов нормативных технических документов.

35.240 Применение информационно-коммуникационных технологий.

03.240 Почтовые услуги и почтовое оборудование.

ТК 63 сотрудничает со смежными техническими комитетами Белоруссии - ТК BY 27 "Электросвязь" на базе ОАО "Гипросвязь" и России - ТК 21 "Услуги связи, информатизации, организация и управление связью, строительство и эксплуатация объектов в сфере связи и информационных технологий" на базе НИИ "Интерэкомс".

ТК 63 не имеет дублирования с объектами стандартизации действующих ТК.

За отчетный период состоялось два заседания ТК 63

2. Организации – члены ТК, актуализация состава.

В 2013 году была проведена конкретизация объектов стандартизации, актуализация состава, предусмотрена возможность создания при необходимости подкомитетов по отдельным объектам стандартизации, обновлено Положение о ТК 63, которые были закреплены приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан № 137-ОД от 13.03.2013 г.

В 2015 году было подготовлено новое Положение о ТК 63 и актуализация состава, однако из-за внесенных новых изменений и дополнений в законодательные и нормативные правовые акты по вопросам информатизации, связи, технического регулирования процесс утверждения не был завершен.

По состоянию на 31 декабря 2015 года в состав ТК 63 входит 23 организации, которых представляют 29 человек, в том числе 1 доктор и 4 кандидата наук, включая 1 академик Международной академии информатизации, 1 академик Международной академии связи, 1 академик Российской академии естественных наук.

В состав ТК 63 входят полномочные представители следующих организаций:

1) Комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

2) Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;

3) ОЮЛ "Национальная телекоммуникационная ассоциация Казахстана";

4) РГП "Казахстанский институт стандартизации и сертификации";

5) АО "Транстелеком";

6) АО "KazTransCom";

7) АО "ASTEL";

8) АО "Казахтелеком";

9) АО "Арна";

10) АО "Нурсат";

11) ТОО "Кар-Тел";

12) АО "Kселл";

13) АО "Алтел";

14) АО "Казтелерадио";

15) ТОО "TNS Plus";

16) Институт высоких технологий и устойчивого развития Казахского национального технического университета им. К.И. Сатпаева;

17) ТОО "Казэкспоаудит";

18) ТОО "ТЕЛСЕТ";

19) ТОО "Отан-Секьюрити";

20) ТОО "Broadcast and Telecommunications Consult»;

21) ТОО "UniTest";

22) РГП "Государственная техническая служба";

23) АО "Международный университет информационных технологий".

3. Международное сотрудничество в рамках ИСО/ТК, МТК, СЕН ТК, МЭК ТК и др.

Международный союз электросвязи (МСЭ), членом которого является Республика Казахстан, обеспечивает лучшие в мире условия для глобального сообщества стандартизации и остается единственным в мире органом по разработке подлинно глобальных стандартов в области электросвязи/ИКТ.

Сектор стандартизации МСЭ применяет к разработке стандартов, известных как Рекомендации МСЭ, подход на базе вкладов и на основе консенсуса, при котором все страны и компании, большие или малые, получают равные права на оказание воздействия на разработку Рекомендаций МСЭ.

В 2013-2015годах ТК 63 активно участвовал в работах по международной стандартизации в рамках МСЭ.

В 2013 году ТК 63 принял участие в работе по подготовке вклада Республики Казахстан к Всемирной конференции по развитию электросвязи МСЭ 2014 года (ВКРЭ-14). Были подготовлены рекомендации для представителей Республики Казахстан при обсуждении ряда вопросов, которые были вынесены на повестку дня ВКРЭ-14, в частности 12 проектов Общих предложений Регионального содружества в области связи (РСС) по работе ВКРЭ-14, в том числе по доработке 5 Региональных инициатив стран участников РСС на ВКРЭ-14.

Особое внимание было уделено вопросам альтернативных процедур вызова в сетях международной электросвязи, определение его происхождения и распределение доходов от предоставления международных услуг электросвязи, пересмотру Резолюции 47 "Повышение степени понимания и эффективности применения Рекомендаций МСЭ в развивающихся странах, включая проверку на соответствие и функциональную совместимость систем, производимых на основе Рекомендаций МСЭ, пересмотру Резолюции 168 "Перевод Рекомендаций МСЭ".

В 2014 году ТК 63 также принял участие в работе по подготовке вклада Республики Казахстан к Ассамблее радиосвязи и Всемирной конференции радиосвязи 2015 года (ВКР-15).

Был проведен анализ вопросов, включенных в пункты повестки дня ВКР-15 с целью определения их приоритетности для администрации связи Республики Казахстан, в частности, пункт 1.14:

- рассмотреть возможность получения непрерывной эталонной шкалы времени либо путем изменения всемирного координированного времени (UTC), либо каким-либо другим методом и принять соответствующие меры в соответствии с Резолюцией 653 ВКР-12.

Государственной службой времени и частоты РГП "Казахстанский институт метрологии" представлен проект схемы подключения операторов связи РК к Государственному эталону времени и частоты, в котором предусмотрены технические и организационные мероприятия по обеспечению синхронизации с Национальной шкалой времени и частоты эталона.

Следуя призыву Ассамблеи радиосвязи 2012 г. и Резолюции 653, а также учитывая необходимость более подробного изучения последствий изменения шкалы времени на работу систем связи в Республики Казахстан, ТК 63 рекомендовал рассматривать данный пункт повестки дня в качестве одного из приоритетных.

В 2015 году ТК 63 принял участие в разработке плана подготовки Республики Казахстан к Всемирной ассамблее по стандартизации электросвязи (ВАСЭ-16) и Всемирной конференции по развитию электросвязи МСЭ 2017 года (ВКРЭ-17).

Был рекомендован для использования в работе документ "Позиция АС РСС по пунктам повестки дня ВКР-15" (версия от 23 апреля 2015 года), одобрен проект Общих предложений АС РСС по некоторым пунктам повестки дня Конференции. Так же был одобрен проект "Типового соглашения для содействия в двусторонних переговорах по координации между станциями сухопутной подвижной службы Администрации связи [A1] и станциями воздушной радионавигационной службы Администрации связи [A2] в полосе радиочастот 694 – 790 МГц", "Рекомендованный план внедрения протокола IPv6 на сети передачи данных операторов электросвязи при предоставлении услуг доступа к сети Интернет" и "Рекомендации по использованию протокола IPv6 в странах-участниках РСС".

ТК 63 совместно с Администрацией связи Республики Казахстан подготовил проект вклада Республики Казахстан на ВАСЭ-2016 "Предложения по актуализации классификаторов видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности уточнению в области электросвязи/ИКТ".

Просить Бюро стандартизации МСЭ:

1. усилить координацию с другими международными организациями по актуализации международных классификаций технико-экономической информации области электросвязи/ИКТ на основе использования принятых в Рекомендациях МСЭ единых стандартных понятий для области электросвязи/ИКТ.

2. предоставить помощь заинтересованным Государствам-Членам в привлечении высококвалифицированных специалистов для исправления ошибок и коллизий в национальных и ведомственных классификаторах технико-экономической информации и статистических формах в области электросвязи/ИКТ в странах-членах РСС с учетом международного опыта в данной предметной области.

3. Рекомендовать использовать в качестве основы для актуализации международных классификаций в области электросвязи/ИКТ последнюю версию Central Product Classification CPC Ver. 2.1 has been released on 11 August 2015 (Классификацию основных продуктов - КОП), утвержденную Отделом статистики Департамента экономических и социальных вопросов Секретариата Организации Объединенных Наций».

4. План работы ТК на перспективу (включающий в себя анализ действующей базы нормативной технической документации, научные разработки, взаимосвязь с производителями).

Одной из основных проблем является отставание научно-технического уровня казахстанских стандартов от современных достижений науки и техники, что замедляет темпы гармонизации национальных стандартов с международными.

Отсутствие финансирования в течение более 5 лет научных исследований в области стандартизации телекоммуникаций ведет за собой снижение резкое снижение количества и качества разработки национальных стандартов.

Еще одна проблема создания стандартов - отсутствие авторского права на национальные стандарты, то есть разработчики даже не могут даже указать их в списке своих научных трудов и получить морального удовлетворения, поскольку в стандартах не предусмотрено указывать фамилии разработчиков.

Для поднятия морального статуса разработчиков стандартов считаем, что пункт 3 статьи 34 законопроекта "О стандартизации" необходимо изложить в следующей редакции:

"3. Национальный стандарт является объектом авторского права, при этом личные неимущественные права принадлежать разработчикам стандарта, а имущественные права принадлежат Национальному органу по стандартизации. Фамилии и инициалы разработчиков приводятся в национальном стандарте".

В 2013 году ТК 63 были проведены исследования по разработке методических основ технического регулирования в сфере связи и информатизации. В рамках первого этапа исследования, проведен ряд мероприятий: определен объект исследования - системы технического регулирования в зарубежных странах мира, СНГ и Республики Казахстан; исследованы основы технического регулирования в сфере связи и информатизации в различных странах мира, СНГ, проведен их сравнительный анализ, выявлены положительные и отрицательные стороны методических основ построения системы технического регулирования в них; особую озабоченность вызвало расхождение правовой базы технического регулирования в области связи в странах Таможенного союза, в связи, с чем разработаны рекомендации по изменению системы технического регулирования в сфере связи и информатизации в Республике Казахстан.

В 2014 году ТК 63 были продолжены исследования по разработке методических основ технического регулирования в сфере связи и информатизации. В рамках второго этапа исследования были разработаны рекомендации по адаптации услуг связи в условиях интеграции Казахстана в Евразийский экономический союз в части унификации классификации услуг связи. Также были внесены предложения по обеспечению реального равноправия с операторами связи Российской Федерации и Республики Беларусь путем внесения соответствующих изменений в проект приложения № 5 «Рынок услуг связи» к приложению 15 «Протокол в отношении торговли услугами и инвестиций» к Договору о Евразийском экономическом союзе.

В 2015 году ТК 63 были продолжены исследования по разработке методических основ технического регулирования в сфере связи и информатизации. В рамках третьего этапа исследования был проведен системный анализ состояния классификации и кодирования технико-экономической информации в секторе информационно-коммуникационные технологии, результаты которого были доложены 8 октября 2015г. на заседании Научно-технической комиссии технического регулирования и метрологии.

Было отмечено, что приведенные в ОКЭД и КПВЭД классификации видов деятельности и услуг телекоммуникаций не соответствует современному уровню развития техники, технологий, передовому опыту инновационного развития телекоммуникаций ввиду несвоевременного обновления европейских классификаторов технико-экономической информации в области электросвязи/ИКТ.

Также в ОКЭД и КПВЭД отсутствуют новые виды деятельности и современные услуги инфокоммуникаций, и это создает административные барьеры для инновационного развития инфокоммуникаций.

Ситуация с ОКЭД и КПВЭД усугубляется тем, что из-за неквалифицированного перевода классификаторов с английского языка, возникают проблемы с восприятием основных понятий, объектов и принципов классификаций технико-экономической информации.

Причиной сложившегося неблагоприятного положения является недостаточная координация в вопросах актуализации классификаций технико-экономической информации в области электросвязи/ИКТ на международном уровне, в частности со стороны Международного союза электросвязи с Международной организацией по стандартизации и Отделом статистики Департамента экономических и социальных вопросов Секретариата Организации Объединенных Наций.

5. Источники финансирования (республиканский бюджет, собственные средства, привлечение средств производителей, другие виды деятельности, в том числе обучение, сертификации и т.д.).

ТК 63 осуществляет работы по стандартизации при условии их финансирования.

В 2013-2015 годах ТК 63 в связи с отсутствием финансирования разработку межгосударственных и национальных стандартов не проводил.

В 2014 году ТК 63 были разработаны два стандарта организации СТ 101434-1910-ТОО-03-2014 «Система суперкомпьютерная гибридная вычислительная на базе GPU-процессоров» и СТ 101434-1910-ТОО-02-2014 «Аппаратура навигационная потребителей высокой точности геодезического класса. Роверы». В 2015 году ТК 63 совместно с АО «ASTEL» был разработан стандарт организации СТ 1417-1910-02-АО-02-2015 «Комплекс спутниковой связи переносной ПСК-150»

ТК 63 была проведена экспертиза проектов межгосударственных и национальных стандартов - в 2015 году 67, в 2014 году 62, в 2013 году 53.

Также ТК 63 была проведена экспертиза проектов стандартов и регламентов государственных услуг - в 2015 году 20, в 2014 году 10, в 2013 году 10.

ТК 63 участвовал в организации и проведении Регионального обучающего семинара МСЭ для стран СНГ "Перспективы развития инфокоммуникаций: технологии и вопросы регулирования сектора" (г. Астана, 23-24 сентября 2014 г.).

Для активизации работы технических комитетов по стандартизации необходимо прямое адресное финансирование работ по разработке и экспертизе национальных стандартов, выполняемых техническими комитетами по стандартизации по плану государственной стандартизации. Считаем, что пункт 3 статьи 29 законопроекта "О стандартизации" необходимо изложить в следующей редакции:

"3. Государственный заказ разработки национальных стандартов осуществляется в форме государственного задания.

Государственное задание разработки национальных стандартов реализуется Национальным органом по стандартизации путем его размещения в базовых организациях, осуществляющих информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности технических комитетов по стандартизации".

Для преодоления разрыва в стандартизации между развитыми и развивающимися странами, учитывая опыт МСЭ по предоставлению Рекомендаций в открытом и бесплатном доступе, рекомендуем дополнить пункт 7 статьи 12 законопроекта "О стандартизации" вторым абзацем следующего содержания:

"Для обеспечения этой деятельности техническим комитетам по стандартизации предоставляется открытый и бесплатный доступ в электронном формате (PDF) через Единый государственный фонд нормативных технических документов ко всем необходимым нормативным документам по стандартизации".

От выработки оптимального механизма финансирования стандартизации зависит во многом то, станет ли последняя адекватной происходящим в Казахстане и мире переменам и будет ли ее уровень соответствовать международному уровню.

По состоянию на 31 декабря 2016 года в состав ТК 63 входит 23 организации, которых представляют 29 человек, в том числе 1 доктор и 3 кандидата наук, включая 1 академика Международной академии информатизации и 2 академиков Международной академии связи.

В 2016 году ТК 63 принял участие в разработке вкладов и региональных инициатив Республики Казахстан на Всемирную ассамблею по стандартизации электросвязи (ВАСЭ-16) и Всемирную конференцию по развитию электросвязи 2017 года (ВКРЭ-17). Подготовка к ВАСЭ-16 и ВКРЭ-17 проходила на региональных подготовительных собраниях. Представители ТК 63 приняли 12-14 апреля 2016 года в г. Ташкент участие в 14-ом заседание Рабочей группы по работе с Международным союзом электросвязи (далее – МСЭ) при Комиссии Регионального содружества в области связи (далее –РСС) по координации международного сотрудничества и 31-ом заседание Комиссии РСС по координации международного сотрудничества. На Комиссии были заслушаны доклады о сотрудничестве с международными организациями в рамках выполнения решений Высокого уровня по выполнению решений (ВВУИО), подготовке АС РСС к ВКРЭ-17, реализации региональных инициатив стран СНГ утвержденных на ВКРЭ-14, подготовке общих предложений АС РСС к ВАСЭ-16, подготовке предложений по перечню рекомендаций МСЭ-Т, утвержденных по альтернативной процедуре для перевода на русский язык, предложения Администрации связи Республики Казахстан по актуализации и уточнению классификаторов видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности в области электросвязи/ИКТ. На Региональном форуме МСЭ 11 апреля 2016 года «Преодоления разрыва в стандартизации для стран СНГ/РСС» был представлен доклад Малишевского Е.В. «О состоянии стандартизации в сфере ИКТ в Казахстане».

В 2016 году ТК 63 была проведена экспертиза 76 проектов межгосударственных и национальных стандартов, выработка консолидированного мнения осуществлялась дистанционно по электронной почте.

Председатель ТК-63

«Системы, средства и услуги инфокоммуникаций», директор НКЦ НТА Казахстана, к.т.н., академик Международной академии информатизации Е.В. Малишевский




Об Ассоциации
Члены НТА
Нормативная база
Фотогалерея
Контакты

  • Объединение юридических лиц «Национальная телекоммуникационная ассоциация Казахстана» (далее - Ассоциация) создана 27 декабря 2002 года. Ассоциация является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме - объединение юридических лиц, имеющих соответствующие лицензии, основным видом деятельности, которых является предоставление телекоммуникационных услуг.
    подробнее...


  • Nursat web group
    All rights reserved 2003 НТА